Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

Решение о работе в образовательной организации уполномоченного по правам участников образовательного процесса образовательным учреждением принимается самостоятельно, если иное не установил закон субъекта РФ.

Уполномоченных обычно выбирают в школах. Их еще называют школьными омбудсменами или школьными уполномоченными. Они представляют интересы обучающихся, выполняют свои функции на общественных началах и не принимают управленческих решений.

В детских садах уполномоченных не избирают, поскольку права и интересы детей защищают родители. Для этого они обращаются напрямую в администрацию детского сада, органы контроля и надзора (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ).

Образовательная же организация для защиты прав воспитанников обращается в органы опеки и попечительства (п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).

Зачем нужен

Работа с уполномоченным помогает руководителю образовательной организации:

  • в правовом просвещении родителей и обучающихся;
  • в конфликтных ситуациях с родителями и обучающимися;
  • в профилактике безнадзорности.

Институт уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений – эксперимент, в который школы включились с 1997 года.

В тот период законодательство об образовании не регламентировало вопросы защиты прав и законных интересов обучающихся. Руководитель и представители администрации образовательной организации решали конфликтные ситуации самостоятельно. Институт школьных омбудсменов стал первым шагом к независимой оценке конфликтных ситуаций. Омбудсмены выступали третейским судьей в конфликтных ситуациях между обучающимися и администрацией, следили за тем, чтобы права обучающихся не нарушали.

Задачей школьных омбудсменов в период действия Закона от 10 июля 1992 г. №3266-1 была защита прав и законных интересов обучающихся, формирование правового пространства школы и развитие правовой культуры участников образовательных отношений как части учебно-воспитательной работы школы (письмо Минобрнауки РФ от 8 августа 2011 г. № 06-1389).

Ситуация изменилась после того, как приняли Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Он закрепил государственно-общественный порядок управления образовательной организацией и установил механизм защиты прав и интересов обучающихся, в частности формирование:

  • советов обучающихся и родителей;
  • комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • представительные органы обучающихся.

Задачи этих органов и школьных омбудсменов совпадают. Поэтому образовательные организации редко избирают уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, если их деятельность не регламентируют нормативные акты субъекта РФ.

Институт школьных уполномоченных развивается, с одной стороны, как вспомогательный инструмент защиты прав обучающихся, а с другой – институт, основная задача которого – формирование правовой культуры семьи, правового сознания несовершеннолетних и их законных представителей.

Какими полномочиями обладает

Функции уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений определяют региональные нормативные акты. Школьным омбудсменам поручают:

  • формировать правовое пространство, правосознание и повышать правовую культуру работников школы, обучающихся и их родителей;
  • оказывать правовую помощь обучающимся и родителям;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации, в том числе быть членом комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или участвовать в ее работе;
  • содействовать администрации школы в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе с обучающимися из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в пределах полномочий, которые устанавливает субъект РФ (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня1999 г. № 120-ФЗ);
  • рассматривать обращения участников образовательных отношений по вопросам о защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Чтобы выполнить свои задачи, уполномоченный:

  • посещает занятия, родительские собрания;
  • участвует в совещаниях у руководителя, присутствует на заседаниях коллегиальных органов управления и представительных органов обучающихся и родителей;
  • получает объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений;
  • проводит самостоятельно или совместно с администрацией школы проверки нарушений прав, свобод и интересов детей;
  • участвует в работе комиссии по делам несовершеннолетних муниципалитета;
  • координирует программу гражданско-правового и патриотического воспитания обучающихся, в том числе по стандартам правового просвещения, которые разрабатывает регион;
  • готовит предложения по улучшению правовой ситуации, предотвращению нарушений прав обучающихся учредителю организации, руководителю, органам управления, родителям по итогам своей деятельности за год.

В своей деятельности школьный омбудсмен взаимодействует:

  • с уполномоченным по правам ребенка в субъекте РФ;
  • органом управления в сфере образования;
  • органом, выполняющим функцию опеки и попечительства;
  • правоохранительными органами;
  • психолого-медико-педагогической комиссией;
  • комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • правозащитными и общественными организациями.

Порядок работы и полномочия школьного омбудсмена устанавливает региональный или муниципальный акт. Также его полномочия образовательная организация закрепляет в локальном акте.

Ситуация: может ли образовательная организация сама ввести уполномоченного по правам участников образовательных отношений или по правам ребенка в организации, если нормативный акт субъекта РФ или муниципального образования этот вопрос не регулирует

Уполномоченного по правам участников образовательных отношений – может, а уполномоченного по правам ребенка в образовательной организации – не может.

Ввести уполномоченного по правам участников образовательного процесса образовательная организация может, поскольку, с одной стороны, она обязана соблюдать права и свободы обучающихся (п. 3 ч. 6 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), а с другой стороны, она самостоятельно разрабатывает и принимает локальные акты, которые соответствуют требованиям Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, нормативных актов РФ и устава.

Уполномоченного по правам ребенка ввести не может, так как деятельность уполномоченных по правам ребенка регламентирует Закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ. Должность уполномоченного по правам ребенка может учредить:

  • Президент РФ – уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (ч. 1 ст. 16.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ);
  • субъект РФ – уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ (ч. 2 ст. 16.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ч. 21 ст. 16.1 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Поэтому деятельность уполномоченных по правам ребенка регламентируют указы Президента РФ, нормативные правовые акты субъекта РФ.

Эти документы определяют:

  • порядок выборов уполномоченного в школе;
  • компетенцию, права и обязанности уполномоченного;
  • гарантии деятельности уполномоченного.

Поэтому, если образовательная организация утвердит положение об уполномоченном по правам ребенка в образовательной организации, она превысит свои полномочия. Такой локальный акт не соответствует законодательству и не подлежит применению.

Кто может стать омбудсменом

Кандидатом в уполномоченные может быть любой дееспособный гражданин с высоким уровнем правовой грамотности. Это может быть представитель образовательной организации или тот, кто не работает в школе, например:

  • педагогический работник – учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог;
  • родитель, другой законный представитель ребенка;
  • помощник уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, которого выбрали, назначили быть школьным омбудсменом.

Пример

Уполномоченного по правам участников образовательного процесса можно избирать на конференции или совете образовательной организации из числа тех, кто пользуется доверием участников образовательного процесса. Это может быть:

  • учитель;
  • воспитатель;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • родитель или законный представитель несовершеннолетнего.

При этом не рекомендуется совмещать обязанности уполномоченного с работой на административных должностях в школе, чтобы исключить его предвзятость.

Опыт школьных омбудсменов показал, что уполномоченный из числа работников образовательной организации эффективнее, чем из числа родителей. Связано это с тем, что работа в образовательной организации обеспечивает непосредственный постоянный контакт со всеми участниками образовательных отношений, в то время как уполномоченный из числа, например, родителей менее доступен.

Порядок выборов и срок полномочий уполномоченного определяет региональное законодательство или локальный акт образовательной организации.

В соответствии с региональными требованиями школьный омбудсмен проходит обучение на курсах по специальной подготовке уполномоченных и регулярно повышает свою квалификацию.